экологическая экспертиза для предприятий

Информация для природопользователей

Любому предприятию в сфере обращения с опасными отходами кроме определения класса их опасности, получения лицензии и разработки «Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» необходимо в установленном порядке вести учет конкретных объемов образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам и размещенных отходов.
Для чего необходим такой учет?

Номенклатуру и количество образовавшихся отходов необходимо знать, во- первых для понимания реальной картины загрязнения окружающей среды (ОС) в конкретном регионе и в масштабах всей страны; во-вторых, для контроля процесса образования отходов; в –третьих, для создания системы управления отходами на региональном и государственном уровнях; в –четвертых, для определения размера платы за негативное воздействие на окружающую природную среду.

Первичный учет образовавшихся отходов представляется одной из актуальных и в тоже время одной из наиболее сложных задач, решаемых экологическими службами предприятий и связанных со следующими факторами.

1. Трудности, возникающие при определении нормативов образования отходов, т.е. установленного количества отходов конкретного вида при производстве единицы продукции. Эти отходы образуются в процессе переработки исходных материалов в готовую продукцию при условии, что они не могут быть использованы в дальнейшем при её изготовлении.

Законом не определен порядок установления нормативов образования отходов, хотя именно они имеют фундаментальное значение для системы управления отходами. Необходимым условием следует считать наличие нормативов в технической документации предприятия- производителя отходов, утвержденной в установленном порядке и основанной на ведомственных (отраслевых) нормативах. Практически же установление нормативов образования отходов осуществляется после утверждения обоснованного расчета компетентными организациями в виде технологических регламентов, технических условий (ТУ), отраслевых стандартов (ОСТ) и др.нормативных документов.

Представим большое предприятие со множеством подразделений, выполняющих основную производственную и вспомогательные функции (строительство, ремонт, перевозка грузов, эксплуатация очистных сооружений и т.д.).

Нормы образования различных видов отходов регламентируются не только документами того ведомства, в чьем ведении находится данное предприятие , но и большим числом нормативных документов и справочных пособий других отраслей, для которых такая продукция является профилирующей. И хотя под нормативами технологических отходов и потерь сырья и материалов в производстве понимают показатели неизбежных для данного технологического процесса отходов и потерь, а технологические процессы постоянно совершенствуются, многие нормы установлены ещё в 70-90е г.г. ХХ в. И продолжают действовать до сих пор (например СНиПы).
Все нормы образования отходов из сырья и материалов, производимых и используемых в самых различных отраслях народного хозяйства, должны быть сведены в единый справочник. Но в настоящее время его нет и поэтому экологу предприятия необходимо обладать энциклопедическими знаниями: представлять всю нормативную документацию в своей и смежной с ней областях, металлургии, строительстве, торговле, на автотранспорте и т.п. Также он должен знать, какие документы продолжают действовать ,а какие отменены или заменены на новые, разработанные с учетом изменений технологических процессов, причем не только в своей, но и «чужих» отраслях.

Конечно, если разработкой проекта нормативов образования отходов занимается не эколог предприятия, а специализированная фирма, то все становится проще. Но это не исключает необходимости создания единого справочного пособия по нормам образования отходов. Кроме того в проекте в любом случае должно быть указано на основании каких норм и правил разработан проект.

2. Сложности при переводе объемных или других существующих единиц измерения материалов, сырья и отходов в массовые, так как взимается плата за размещение 1 тонны отходов, а количество материала, поступающего на предприятие, может измеряться в штуках (кирпич, лампы, шины), рулонах (рубероид), листах (шифер), метрах (кабель), погонных (металлические и полиэтиленовые трубы), квадратных (металлопрокат, линолеум) и кубических (минеральная вата, бетон) метрах, литрах (кислоты, масло).

В этом случае опять требуется создать единую справочную таблицу для всех материалов, чтобы эколог предприятия не мучился, изыскивая нужные цифры в справочнике по котлонадзору (в нем приведены ГОСТы и ТУ на металл и соответственно указано, что 1 м трубы размером 16*3 мм из стали марки 12Х1МФ весит 0,96 кг, а размером 28*5,5 мм – 3,05 кг), различных СНиПах и других справочных материалах.

3. Трудности при определении фактического образования отходов.

4. Необходимость учета всего сырья и всех материалов, поступающих на предприятие.
Рассмотрим более подробно проблемы, возникающие при определении фактического объема образовавшихся отходов.
В идеальном случае каждый вид отходов должен взвешиваться отдельно, а данные регистрироваться в специальном журнале для дальнейшего подсчета общей массы отходов определенного класса опасности

…Но на реальном производстве никто не взвешивает отдельно каждую кучу полученного при выполнении тех или иных работ мусора. Всем знакома картина: часть кирпичной кладки каменной постройки разрушилась. Для ремонта сначала необходимо разобрать полуразвалившуюся стену, а затем приступить к возведению новой. При этом вся стена идет в строительный мусор, из которого выбираются целые кирпичи, в будущем им будет найдено какое -либо применение. Затем эта куча мусора оценивается на глазок и «опытный» человек – мастер решает, что здесь примерно 3 куб. метра отходов. Соответствует ли это действительности или нет – никому не известно, также как и неизвестно в какую сторону он ошибся- в пользу своего предприятия или в пользу государства. Но результаты заносятся в журнал, с помощью коэффициентов объем переводится в массу и эта масса отходов служит основой для расчета платежей за размещение отходов. Причем любое проверяющее лицо вправе сказать: «Докажи, что получилось столько отходов…». Но кроме ссылок «на глазок» других аргументов не будет.

Можно, конечно сослаться на проектную документацию или дефектную ведомость, но и здесь, наверняка количество отходов будет резко отличаться от количества материала использованного на строительство данной стены.

…Следовательно, для достоверного и доказательного определения количества отходов нужна иная основа, нежели данные, полученные путем непосредственной или косвенной (по результатам анализа технической документации) оценки отходов. Такой основой могут и должны служить только данные бухгалтерии по приходу и расходу сырья. Почему только они, а не фактическое количество образовавшихся отходов?

…Во – первых, нужно твердо уяснить, что отходы не могут появляться из ничего. Поэтому, если образовались отходы, то до того должен был поступить материал, причем не важно, когда это было - вчера или десять лет назад. А номенклатуру сырья и материалов и время его поступления на предприятие определяют исключительно по бухгалтерским документам.

Во-вторых, фактически отходов может быть (не образовываться!) гораздо меньше, чем по бухгалтерским документам о приходе и расходе сырья. Это происходит из-за физического износа и повторного использования материалов, отпуска сырья, материалов и отходов на сторону. Но и повторное использование материалов, и отпуск материалов на сторону опять-таки отражаются в бухгалтерских документах, свидетельствующих или о передаче отходов производства физическим лицам и сторонним организациям, или об экономии сырья и материалов, полученной в результате повторного использования отходов.

Размещение отходов определяется Законом как хранение и захоронение, а загрязнение окружающей среды – это любое негативное воздействие на природную среду. Но при любом размещении отходов происходит загрязнение окружающей среды, так как сам термин «размещение отходов» подразумевает дополнительное (сверх ПДК - предельно допустимая концентрация) поступление загрязняющих веществ в природную среду. И можно почти со 100%-ной уверенностью сказать, что вслед за этим нарушаются естественные экологические связи всей системы.

ФККО - Федеральный классификационный каталог отходов, который представляет собой перечень образующихся в РФ отходов, систематизированных по совокупности приоритетных признаков: происхождению, агрегатному состоянию и физическому состоянию, опасным свойствам, степени вредного воздействия на ОС (приказ МПР России от 02.12.02 № 786 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов», также в настоящее время существуют дополнения к ФККО ,на которые стоит ориентироваться при инвентаризации отходов.

О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов:
В соответствии с п. 11 Порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденного Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета, разрабатываемого в соответствии с методическими указаниями и представляемого в уведомительном порядке в территориальные органы Росприроднадзора, утвердившие нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов.

В случае представления технического отчета позже указанного срока, расчет платы за размещение отходов с момента окончания указанного срока (10-ти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов) до момента представления указанного отчета производится как за СВЕРХЛИМИТНОЕ размещение (то есть сумма платы за размещение отходов взимается в пятикратном размере).